Какие бывают автомобильные шпатлевки?

При решении самостоятельно провести кузовной ремонт своего транспортного средства, понадобится грамотно подобрать все расходные материалы. Не последнюю роль в придании кузову изначальной гладкости будет играть и обычная автомобильная шпатлевка. Ведь конечный результат любого кузовного ремонта зависит от того, насколько правильно мастер подобрал шпатлевочный материал и по какой технологии его наносил.


Сегодня в автомагазинах и на страницах профильных интернет-сайтов продается множество видов шпатлевок. Каждый отечественный и зарубежный производитель предлагает свой уникальный ассортимент продукции, в котором неподготовленному человеку будет очень трудно разобраться.

Идеальный вариант — это когда автошпатлевка соответствует всем перечисленным требованиям:

  • равномерное распределение по всей обрабатываемой поверхности;
  • быстро сохнет, при этом не теряя эластичности после полного отвердения;
  • хорошо сцепляется со всеми видами материалов (металл, пластик и различные сплавы);
  • даже после повторного повреждения кузова зашпатлеванный участок не дает большой усадки;
  • идеальная совместимость со всеми видами лакокрасочных материалов.

Какие бывают автомобильные шпатлевки и как правильно подобрать для своей машины необходимый материал, может рассказать только специалист. Однако не каждый автолюбитель может себе позволить оплатить услуги автосервиса или даже консультацию мастера. Поэтому перед тем, как приобретать шпатлевку, необходимо точно понять, что именно и каким образом потребуется с помощью нее сделать. Насколько масштабен участок с дефектами, какое именно покрытие необходимо обработать, сколько материала может понабиться и т. д. Ответив на все эти вопросы, автовладелец сможет подобрать нужный материал самостоятельно.

Однокомпонентные шпатлевки

1К шпатлевка NovolЭто — самый востребованный вид шпатлевок, так как он используется, в основном, при самостоятельном проведении мелких кузовных работ. Однокомпонентная шпатлевка состоит всего из одного рабочего материала (компонента), в роли которого может выступать как нитрат, так и акрил.

Использование этого материала не подразумевает добавления отвердителей, поэтому можно считать однокомпонентные шпатлевки очень простыми при использовании. С помощью них можно устранить только самые мелкие дефекты на кузове, вроде сколов или царапин. При этом наносятся однокомпонентные шпатлевки в один или два тонких слоя, иногда в три, но всегда минимальной толщины. Это обусловлено тем, что при использовании нитраты и акрил могут дать достаточно большую усадку.

Однокомпонентная шпатлевка применяется для мелкого ремонта любых частей кузова, выполненных из стали, оцинкованной стали или пластика. Эффективность выравнивания поверхностей при наличии мелких повреждений позволяет считать этот вид материала самым удобным в использовании и в то же время весьма бюджетным.

Шпатлевка с алюминием

Шпатлевка с алюминиемДля придания кузову дополнительной устойчивости в эксплуатации в зонах с повышенными температурами используется шпатлевка с алюминием. Это материал, в который в определенных пропорциях была добавлена алюминиевая пыль. При нанесении на поверхность кузова такой материал более ровно ложится, так как характеристики адгезии благодаря алюминию значительно повышаются. К тому же усадки после полного высыхания шпатлевки практически не наблюдается.

Шпатлевание с использованием материалов с добавкой пыли алюминия применимо для восстановления рельефа и гладкости больших поверхностей. К тому же особые свойства такой шпатлевки придадут кузову повышенные свойства защиты от воздействия ультрафиолетового солнечного облучения.

Этот вид шпатлевочного материала применим практически для всех поверхностей, может наноситься даже на заводские лакокрасочные покрытия, однако не используется для ремонта пластиковых элементов автомобиля.

Шпатлевки с карбоном

Шпатлевка с углеволокном

Следующий вид шпатлевочных материалов — это шпатлевки с содержанием определенного наполнителя. Как правило, это двухкомпонентная шпатлевка с карбоном. Карбон как вещество обладает повышенными характеристиками прочности в сочетании с эластичностью. Эти два свойства позволяют использовать шпатлевку с карбоном при проведении крупномасштабного восстановления кузова авто, а также для усиления имеющихся ослабленных частей машины.

Толщина нанесения и количество слоев ничем не ограничиваются, так как каждый новый слой будет отлично держаться без усадки. Карбоновая шпатлевка обладает волокнистой структурой, поэтому применима для восстановления даже самых сложных дефектов, в том числе разрывов.

На такую шпатлевку можно наносить любые отделочные или декоративные материалы, так как застывшая поверхность практически не взаимодействует с окружающей средой. Благодаря своим качествам, используется при кузовном ремонте на всех материалах, как на металлических, так и на пластиковых.

Распыляемые шпатлевки

Этот вид шпатлевочных материалов появился в автомагазинах сравнительно недавно и уже снискал известную популярность среди автовладельцев. Специфика при нанесении (через пневмопистолет) позволяет добиться потрясающей гладкости кузова даже при восстановлении больших участков.

Распыляемые (они же жидкие) шпатлевки обладают теми же качествами, что и их более густые «собратья». Однако использовать такой материал целесообразнее для устранения мелких дефектов (царапин, трещинок и сколов) или же для удаления повреждений от неграмотной шлифовки поверхности. За одно-два нанесения можно создать достаточно толстый слой, что экономит время на проведение процедуры.

Распыляемые шпатлевки применяются при работе на всех видах материалов, однако по сравнению с другими видами расходников, имеют длительный период высыхания и отвердения — около двух часов. При этом распыляемую шпатлевку не требуется разбавлять или иным образом подготавливать к работе.

Отделочные шпатлевки

Финишные шпатлевки

Отделочные (финишные) шпатлевки применяются только в одном случае, когда требуется «довести до ума» подлежащие восстановлению части авто. Отделочная шпатлевка наносится непосредственно перед процедурой покраски кузова.

Назначение этого вида материала в том, чтобы замаскировать или устранить все мелкие поры или дефекты, которые могли возникнуть после нанесения более грубых видов шпатлевок. При этом отделочную (финишную) шпатлевку допускается наносить как на голый металл или пластик, так и на предварительно наложенные слои шпатлевки или даже на старое лакокрасочное покрытие.

Шпатлевка представляет из себя вещество с мелкой зернистостью, которое требует особого подхода: наносить на кузов финишную шпатлевку нужно очень тонким слоем.

Шпатлевки со стекловолокном

Для устранения глубоких сколов и сквозных разрывов применяется шпатлевка со стекловолокном. Материал необходимо развести с отвердителем, так как технология нанесения этого вида шпатлевки основывается на использовании шпателя.

Удобство в применении заключается в том, что шпатлевка со стекловолокном может накладываться на совершенно любую поверхность при одном условии: металл, пластик или дерево перед этим будут обезжирены.

Расходный материал характеризуется хорошими качествами в плане отсутствия усадки и придания кузову дополнительной прочности. На стекловолокнистую шпатлевку после ее затвердевания потребуется нанести отделочную или распыляемую шпатлевку для придания обрабатываемым поверхностям идеальной гладкости.

Универсальные шпатлевки

В составе рабочих расходных материалов каждого уважающего себя автомаляра всегда есть место универсальной шпатлевке. Это вещества, которые благодаря адаптивным свойствам, подходят для устранения дефектов на всех видах автомобилей, вне зависимости от используемых материалов.

Универсальная шпатлевка разбавляется отвердителем и наносится не толстыми слоями. Единственное условие — перед нанесением нового слоя предыдущий должен глубоко просохнуть. Шпатлевка с универсальными свойствами практически не дает усадки, на ней не появляются трещины даже при очень густом нанесении, к тому же на такую поверхность легко ложатся все виды эмалей.

Шпаклевка не восприимчива ко всем видам атмосферных явлений.

Шпатлевки по пластику

Несмотря на то, что многие виды шпатлевочных материалов могут быть вполне успешно применимы для восстановления целостности пластиковых элементов кузова, производители предлагают отдельный вид шпатлевки по пластику.

Вещество обладает очень мелкой зерновой структурой, что позволяет достигать отличной адгезии и повышенной эластичности. Даже глубокие разрывы или крупные сколы на пластиковых бамперах машины могут быть вполне успешно устранены посредством шпатлевки по пластику.

Применение автомобильных шпатлевок

Таким образом, каждый вид шпатлевочных материалов предназначается для выполнения какой-либо одной узкой задачи с возможностью для расширения рабочих функций.

Применение автомобильных шпатлевок при самостоятельном кузовном ремонте можно считать отдельной специфической областью. Основное понимание правил грамотного подбора и использования видов шпатлевок приходит только с опытом. К тому же каждый год на авторынке появляются новые, улучшенные виды шпатлевочных материалов, знакомство с которыми позволит значительно расширить кругозор автолюбителя.